Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район "Родничок"
«Занимательные опыты для детей дошкольного возраста».
Каждый год с приходом зимы взрослые, а особенно дети ждут от нее сугробов, летящих снежинок. Только зимние месяцы в нашем Краснодарском крае могут преподнести сюрпризы в виде дождя и плюсовой температуры. И тогда необходимо переносить детские забавы в помещение. Уважаемые родители, чтобы расширить знания детей, и развить любознательность, вам предложены некоторые опыты, которые вы можете провести в домашних условиях.
ТАЯНИЕ СНЕГА. Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла. Ход: Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д. Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ. Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ. Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы. Ход: Внести в комнату таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала. Ход: Внести в комнату таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ. Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная» Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в комнате ( стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже. Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ. Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет. Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи. Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ. Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера. Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте предположения. Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот. Предлагая детям выполнить такие задания, мы обобщаем уже имеющиеся знания и даем детям возможность наглядно увидеть изменения, происходящие с предметами неживой природы. Таким образом, мы учим ребенка задавать вопросы и с удовольствием искать на них ответы.